Факты о писателях

Альбер Камю: бунт против абсурда

Французский писатель и философ Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в городе Мондови (ныне Дреан, Алжир). Родители Альбера были простыми людьми: отец-француз, простой рабочий Люсьен Камю, погиб во время первой мировой войны в битве на Марне в 1914 году, а мать-испанка, Катрин Элен Камю, работала уборщицей. Она не умела ни читать, ни писать

За детьми смотрела суровая бабушка (у Альбера был еще старший брат), мать была занята добыванием денег - на проявления материнской любви у нее не оставалось сил. Холодность матери стала первой душевной травмой Альбера

У родственников Альбера Камю не было возможности оплатить мальчику среднее образование и его учитель договорился о стипендии для талантливого ученика

В лицее Камю увлекся футболом и имел репутацию результативного форварда. В 1930 году у него был обнаружен туберкулез, из-за чего он был вынужден прервать свое образование и занятия спортом. Почти год провел в больнице, наблюдая каждодневные страдания и смерть. Тема смерти, ее неизбежности и несправедливости, борьбы с ней стала потом основой философских размышлений Камю. Выздоровев, он поступил на философский факультет Алжирского университета. Тут Альбер погрузился в мир Федора Достоевского, Льва Шестова, Артура Шопенгауэра, Сёрена Кьеркегора и других писателей философского толка. И сам начал серьезно писать

Альбер Камю представитель редкого типа писателей-моралистов. Но его мораль какая-то особая, смысл его произведений понять невозможно, если не знать, в чем заключается суть философской системы, взятой им за основу. Такую философию принято называть экзистенциализмом, или философией существования. Ее представители считали, что человек испытывает одиночество, окруженный чужим и враждебным миром, ограничивающим его свободу, и не позволяющим ему проявиться, как самостоятельная личность. Именно это приводит к пессимизму, мыслям о трагичности земного существования, неизбежно приводящего к смерти. Однако экзистенциалисты давали право самому решать, или принять законы общества, и прожить жизнь, как все, или проявить индивидуализм, противопоставить себя остальным представителям рода человеческого. Камю выбрал второй вариант, хотя прекрасно понимал, что против общественных порядков бунтовать бессмысленно

Именно Альберу принадлежит идея абсурдизма, ставшая основной темой его раннего творчества. Абсурд представлялся Камю пропастью между желанием человека жить счастливо и мирно, и реальностью, иррациональной и запутанной. Далее следовала вторая волна рассуждений философа, плавно вытекающая из первой. Человек не просто принимает условия жизни в абсурдной вселенной, но и «восстает» против нее. Восстание нельзя отнести к политическим, исключительно ради поддержки традиционных ценностей.

Жизнь в понимании Альбера Камю – бунт, и чтобы жить настоящей жизнью, истинной и свободной, нужно просто восстать против всего, что мешает воплотить эти идеалы

Камю родился и до 27 лет жил в Алжире. Он всегда резко критиковал колониальную политику, которую Франция вела в Северной Африке, но никогда не поддерживал выступления местных мусульман за независимость страны из-за жестоких методов их революционной борьбы. «Прямо сейчас вы взрываете бомбы в трамваях. Моя мать может быть в одном из этих трамваев. Если такова цена независимости, то я лучше предпочту свою мать», — сказал писатель во время одного из своих выступлений. Из-за подобных заявлений французы и алжирцы до сих пор с большой опаской организуют мероприятия, связанные с личностью и творчеством Камю
Роман "Посторонний" был написан за несколько дней до вступления немцев в Париж и сразу же стал бестселлером, когда вышел в 1942 году. В России книга появилась довольно поздно - лишь в 1962 году в журнале "Иностранная литература", полноценная книга вышла аж в 1968. И сразу же появился коньяк "Камю" и шутка: "Камю на Руси жить хорошо"

Французы называют роман "Посторонний" лучшей книгой ХХ века

В 1957 году Камю стал лауреатом Нобелевской премии «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Главным образом жюри выделяло его дебютный роман «Посторонний» и антифашистское произведение «Чума». На тот момент писателю было 44 года, из-за чего он по сей день считается одним из самых молодых нобелевских лауреатов

Альбер Камю был дважды женат. Его первый брак с Симоной Гиэ распался в 1939 году. Второй раз писатель женился на Франсин Фор, которая родила ему двоих детей: дочь Катрин и сына Жана

В своем философском эссе «Миф о Сизифе» Камю, кроме прочего, говорит о «психологии Дон Жуана», особой «этике количества», согласно которой любвеобильному человеку нужно иметь как можно больше партнеров. Полигамию Камю считал освобождающей: «Кто сказал, что необходимо любить редко, чтобы любить много?» Именно такой философии писатель и придерживался по жизни. Камю одновременно мог переписываться сразу с четырьмя девушками из разных стран. Среди его любовниц были копирайтер журнала Vogue Патрисия Блейк, дочь влиятельного испанского республиканца Мария Казарес и актриса Кэтрин Селлерс. Сам писатель ни от одной из жен не скрывал своих измен. В то же время Камю отказывался считать себя имморалистом: «Дон Жуан — такой же, как все. У него есть моральный кодекс со своими симпатиями и антипатиями»

К смерти Альбера Камю может быть причастно КГБ: 4 января 1960 года Альбер Камю ехал на машине из Прованса в Париж. В ста километрах от города автомобиль вылетел с дороги и врезался в дерево на обочине. В результате столкновения писатель мгновенно скончался, ему было всего 46 лет. Долгое время считалось, что это был несчастный случай, однако в 2011 году итальянский исследователь Джованни Кателли представил другую версию событий. В своих мемуарах «Вся моя жизнь» друг философа чешский поэт Ян Забрана упоминает о встрече со «знающим человеком», который каким-то образом был связан с советской разведкой. Загадочный информатор рассказал писателю, что автомобильная катастрофа была подстроена агентами КГБ — якобы они повредили шину, так чтобы на большой скорости колесо лопнуло. По версии Забраны, ликвидировать Камю приказал лично министр иностранных дел СССР Дмитрий Шепилов. Таким образом политик мог ответить на разгромную статью Альбера Камю в журнале Franc-tireur, в которой нобелевский лауреат критиковал жестокое подавление антисоветского мятежа в Будапеште в 1956 году