Настоящее имя Айн Рэнд - Алиса Розенбаум
Айн Рэнд родилась 2 февраля 1905 года в Петербурге, в семье евреев Залмана-Вольфа Розенбаума и его жены Ханы Каплан. Отец фармацевт, мама – зубной техник. Предки по линии матери – очень состоятельные люди. Дед – Берка Каплан, владелец крупной компании, которая шила одежду военным, бабушка – Розалия Каплан, работала фармацевтом. Кроме Алисы в семье подрастали две младшие дочери – Наталья и Нора. У семьи была огромная квартира, расположенная над аптекой, одним из совладельцев которой был отец Айн
Она росла в атмосфере художественного великолепия и православного наследия своего кумира Екатерины Великой
Айн Рэнд родилась 2 февраля 1905 года в Петербурге, в семье евреев Залмана-Вольфа Розенбаума и его жены Ханы Каплан. Отец фармацевт, мама – зубной техник. Предки по линии матери – очень состоятельные люди. Дед – Берка Каплан, владелец крупной компании, которая шила одежду военным, бабушка – Розалия Каплан, работала фармацевтом. Кроме Алисы в семье подрастали две младшие дочери – Наталья и Нора. У семьи была огромная квартира, расположенная над аптекой, одним из совладельцев которой был отец Айн
Она росла в атмосфере художественного великолепия и православного наследия своего кумира Екатерины Великой

Айн Рэнд в детстве
Айн училась в престижной женской гимназии им. Стоюниной и уже в школе начала писать небольшие рассказы, а в 9 лет у неё появляется мечта стать писательницей: "Я буду писать о том, кем людям следует быть, а не о том, кем они являются"
Айн росла замкнутым ребенком, для которого книги были убежищем. Она полюбила французские романы раньше, чем ей исполнилось десять лет, и Виктор Гюго стал ее любимым писателем. Любимым романом Рэнд были "Отверженные", а одной из первых любимых героев была Цирус, бесстрашная героиня французских приключенческих романов. Рэнд утверждает, что когда ей было тринадцать, Виктор Гюго влиял на нее больше, чем кто бы то ни было, он находился на недосягаемой высоте над всеми остальными. Его сочинения зародили в ней веру в могущество печатного слова как эффективного средства для великих свершений. Рэнд говорит: "Виктор Гюго - это величайший писатель в мировой литературе... Человек не должен размениваться на меньшие ценности ни в книгах, ни в жизни"
Когда она была подростком, впервые услышала коммунистическую доктрину: "Ты должен жить для страны", - это была одна из самых отвратительных концепций, какие она когда-либо слышала. С тех пор она посвятила свою жизнь доказательству ложности этой концепции
Рэнд признает, что именно в этом раннем возрасте она начала мыслить вечными глобальными категориями и принципы стали важной частью ее размышлений. Она вспоминает: "Я была невероятно возмущена даже при намеке на то, что место женщины дома или что юные леди должны оставаться юными леди. Я всегда была за интеллектуальное равенство, но женщины как таковые меня не интересовали"
Рэнд, когда ей было четырнадцать, решила, что она - атеистка, и написала следующие строки в своем дневнике: "Во-первых, нет никаких причин верить в Бога, потому что нет никакого доказательства для этой веры. Во-вторых, концепция Бога оскорбительна и унизительна для человека. Она подразумевает, что предел возможностей недоступен для человека, что он - низшее существо, способное только поклоняться идеалу, которого ему никогда не достичь"
После Февральской революции 1917 года отец Айн лишился аптеки и семье пришлось спасаться от большевиков в Крыму, но прошло немного времени и большевики добрались и до Крыма. Поэтому семья решила вернуться в Петербург - Айн на тот момент было 16 лет. Она стала студенткой факультета социальной педагогики Петроградского университета. В то время на глаза Айн попались труды немецкого философа Ницше, которые буквально перевернули ее мировоззрение
В возрасте семнадцати лет она открыто заявила шокированному профессору философии: "Мои философские взгляды пока не являются частью истории философии. Но они войдут в нее". Он поставил ей самую высокую оценку за ее уверенность в себе и упорство
Диплом об окончании вуза девушка получила в 1924-м. Хотя есть и другая версия развития событий, согласно которой диплом Розенбаум так и не получила, потому как была отчислена. Виной всему ее буржуазное происхождение
В 1925 году Алиса отправляется в США по учебной американской визе. Сперва она селится у родственников в Чикаго, а после - переезжает в Лос-Анджелес
Розенбаум практически не знала языка, приехала в Америку с небольшим чемоданчиком личных вещей и печатной машинкой. Сразу после приезда в США она решила, что будет работать под псевдонимом. Назвалась самым незамысловатым именем – Айн, а фамилия «родилась» сама по себе. Марка ее печатной машинки носила название «Ремингтон Рэнд», и девушка позаимствовала себе ее в качестве фамилии
Хоть Алиса приехала в Америку практически с пустыми руками, но зато привезла с собой четыре написанных ею сценария к кинофильмам. Поэтому девушка задалась целью добраться до Голливуда. И она добилась своего, хотя ее взяли на работу только в качестве статиста, а все четыре сценария забраковали. В 1927-м киностудию, куда пробилась Рэнд, закрыли, и она была вынуждена искать себе другую работу. Айн пришлось довольствоваться работой официантки, продавца, костюмерши
В 1932-м Рэнд продала один из своих сценариев известной кинокомпании «Universal Studios». Она назвала свою работу «Красная пешка» и получила за нее полторы тысячи долларов, что считалось в те годы достаточно приличной суммой
Спустя год Рэнд закончила свой первый роман, получивший название «Мы – живые». Место действия романа – советская Россия. Произведение стало ничем иным, как публичным выступлением Айн против коммунистического строя. Книга вышла из печати в 1936-м, и за нее писательница получила всего сто долларов. Роман не пользовался коммерческим успехом, через год его напечатали в Великобритании
Свою первую любовь Айн (тогда еще Алиса Розенбаум) встретила в родном Петербурге. Его звали Лев Беккерман, он окончил Ленинградский технологический институт. Именно с него Айн писала своего героя Лео Коваленского в романе «Мы – живые». Льва расстреляли в мае 1937 года
После Рэнд начала работу над новым романом – «Источник», который писала на протяжении четырех лет. Иногда процесс так увлекал ее, что она проводила за печатной машинкой сутки напролет, без сна и пищи. Роман получил высокую оценку критиков, книгу 26 раз вносили в списки бестселлеров Америки. Хотя вначале не обошлось и без трудностей, все издательства отказались печатать роман Рэнд. Некоторым не нравилась противоречивость сюжета, других смущала его интеллектуальность и то, что он не предназначен для широкой публики
В 1957-м Айн выпустила самое знаменитое свое произведение – роман «Атлант расправил плечи». Его Рэнд писала на протяжении долгих двенадцати лет. Красной нитью романа стала тема свободы, эгоизма, лицемерия в современном обществе, его нравственных ценностей. Согласно опросам, роман «Атлант расправил плечи» занимает второе место (на первом Библия) среди книг, оказавших самое большое влияние на жизнь американцев
Когда третий роман Рэнд получил статус бестселлера, издательства принялись переиздавать ранние произведения прозаика. К примеру, в новой редакции вышел ее первый роман под названием «Мы – живые». Айн несколько подкорректировала текст, но по минимуму. В настоящее время достать первое его издание практически невозможно, оно представляет собой большую ценность
Айн глубоко верила в то, что мир делится на "черное и белое и нет серого цвета. Добро борется со злом, и нет никакого оправдания действиям, .которые мы считаем злом". Слова "компромисс" не было в ее словаре
Айн росла замкнутым ребенком, для которого книги были убежищем. Она полюбила французские романы раньше, чем ей исполнилось десять лет, и Виктор Гюго стал ее любимым писателем. Любимым романом Рэнд были "Отверженные", а одной из первых любимых героев была Цирус, бесстрашная героиня французских приключенческих романов. Рэнд утверждает, что когда ей было тринадцать, Виктор Гюго влиял на нее больше, чем кто бы то ни было, он находился на недосягаемой высоте над всеми остальными. Его сочинения зародили в ней веру в могущество печатного слова как эффективного средства для великих свершений. Рэнд говорит: "Виктор Гюго - это величайший писатель в мировой литературе... Человек не должен размениваться на меньшие ценности ни в книгах, ни в жизни"
Когда она была подростком, впервые услышала коммунистическую доктрину: "Ты должен жить для страны", - это была одна из самых отвратительных концепций, какие она когда-либо слышала. С тех пор она посвятила свою жизнь доказательству ложности этой концепции
Рэнд признает, что именно в этом раннем возрасте она начала мыслить вечными глобальными категориями и принципы стали важной частью ее размышлений. Она вспоминает: "Я была невероятно возмущена даже при намеке на то, что место женщины дома или что юные леди должны оставаться юными леди. Я всегда была за интеллектуальное равенство, но женщины как таковые меня не интересовали"
Рэнд, когда ей было четырнадцать, решила, что она - атеистка, и написала следующие строки в своем дневнике: "Во-первых, нет никаких причин верить в Бога, потому что нет никакого доказательства для этой веры. Во-вторых, концепция Бога оскорбительна и унизительна для человека. Она подразумевает, что предел возможностей недоступен для человека, что он - низшее существо, способное только поклоняться идеалу, которого ему никогда не достичь"
После Февральской революции 1917 года отец Айн лишился аптеки и семье пришлось спасаться от большевиков в Крыму, но прошло немного времени и большевики добрались и до Крыма. Поэтому семья решила вернуться в Петербург - Айн на тот момент было 16 лет. Она стала студенткой факультета социальной педагогики Петроградского университета. В то время на глаза Айн попались труды немецкого философа Ницше, которые буквально перевернули ее мировоззрение
В возрасте семнадцати лет она открыто заявила шокированному профессору философии: "Мои философские взгляды пока не являются частью истории философии. Но они войдут в нее". Он поставил ей самую высокую оценку за ее уверенность в себе и упорство
Диплом об окончании вуза девушка получила в 1924-м. Хотя есть и другая версия развития событий, согласно которой диплом Розенбаум так и не получила, потому как была отчислена. Виной всему ее буржуазное происхождение
В 1925 году Алиса отправляется в США по учебной американской визе. Сперва она селится у родственников в Чикаго, а после - переезжает в Лос-Анджелес
Розенбаум практически не знала языка, приехала в Америку с небольшим чемоданчиком личных вещей и печатной машинкой. Сразу после приезда в США она решила, что будет работать под псевдонимом. Назвалась самым незамысловатым именем – Айн, а фамилия «родилась» сама по себе. Марка ее печатной машинки носила название «Ремингтон Рэнд», и девушка позаимствовала себе ее в качестве фамилии
Хоть Алиса приехала в Америку практически с пустыми руками, но зато привезла с собой четыре написанных ею сценария к кинофильмам. Поэтому девушка задалась целью добраться до Голливуда. И она добилась своего, хотя ее взяли на работу только в качестве статиста, а все четыре сценария забраковали. В 1927-м киностудию, куда пробилась Рэнд, закрыли, и она была вынуждена искать себе другую работу. Айн пришлось довольствоваться работой официантки, продавца, костюмерши
В 1932-м Рэнд продала один из своих сценариев известной кинокомпании «Universal Studios». Она назвала свою работу «Красная пешка» и получила за нее полторы тысячи долларов, что считалось в те годы достаточно приличной суммой
Спустя год Рэнд закончила свой первый роман, получивший название «Мы – живые». Место действия романа – советская Россия. Произведение стало ничем иным, как публичным выступлением Айн против коммунистического строя. Книга вышла из печати в 1936-м, и за нее писательница получила всего сто долларов. Роман не пользовался коммерческим успехом, через год его напечатали в Великобритании
Свою первую любовь Айн (тогда еще Алиса Розенбаум) встретила в родном Петербурге. Его звали Лев Беккерман, он окончил Ленинградский технологический институт. Именно с него Айн писала своего героя Лео Коваленского в романе «Мы – живые». Льва расстреляли в мае 1937 года
После Рэнд начала работу над новым романом – «Источник», который писала на протяжении четырех лет. Иногда процесс так увлекал ее, что она проводила за печатной машинкой сутки напролет, без сна и пищи. Роман получил высокую оценку критиков, книгу 26 раз вносили в списки бестселлеров Америки. Хотя вначале не обошлось и без трудностей, все издательства отказались печатать роман Рэнд. Некоторым не нравилась противоречивость сюжета, других смущала его интеллектуальность и то, что он не предназначен для широкой публики
В 1957-м Айн выпустила самое знаменитое свое произведение – роман «Атлант расправил плечи». Его Рэнд писала на протяжении долгих двенадцати лет. Красной нитью романа стала тема свободы, эгоизма, лицемерия в современном обществе, его нравственных ценностей. Согласно опросам, роман «Атлант расправил плечи» занимает второе место (на первом Библия) среди книг, оказавших самое большое влияние на жизнь американцев
Когда третий роман Рэнд получил статус бестселлера, издательства принялись переиздавать ранние произведения прозаика. К примеру, в новой редакции вышел ее первый роман под названием «Мы – живые». Айн несколько подкорректировала текст, но по минимуму. В настоящее время достать первое его издание практически невозможно, оно представляет собой большую ценность
Айн глубоко верила в то, что мир делится на "черное и белое и нет серого цвета. Добро борется со злом, и нет никакого оправдания действиям, .которые мы считаем злом". Слова "компромисс" не было в ее словаре

После публикации своего самого нашумевшего романа, Рэнд занималась только публицистикой. До конца своих дней она работала над развитием своего философского учения. В 1961 году писательница выпустила книгу «Для нового интеллектуала», в 1964-м – «Добродетель эгоизма», в 1966-м – «Капитализм: неизвестный идеал», в 1971-м – «Новые левые: антииндустриальная революция», в 1979-м – «Введение в философию познания объективизма», в 1982-м – «Философия: кому она необходима», и еще много других произведений соответствующей тематики. Кроме этого, писательница читала лекции студентам американских университетов
Айн говорила о своем детстве: "Я думала, что была точной копией Екатерины". И когда ей исполнилось пятьдесят пять, сказала: "Вы знаете, я до сих пор жду того дня", когда достигну всего, чего достигла Екатерина
Сейчас тексты из книг Рэнд используются во многих учебных курсах метафизики и эпистемологии. Рэнд оказала огромное влияние на общество и капитализм и, возможно, сделала больше для разрушения Берлинской стены, чем все политики и бюрократы мира вместе взятые
Айн Рэнд обладала независимым духом, одержимостью в работе, даром макровидения. Ее считали догматичной в своих убеждениях и даже высокомерной в отношениях с другими людьми. Она была замкнута и излишне раздражительна. Рэнд стала хитом на трех шоу Джонни Гарсона в течение 1967-го и 68-го годов и получила самую большую почту в истории поздних ночных шоу Эн-Би-Си. Майк Уоллес был не слишком расположен брать интервью у Рэнд из-за ее репутации тяжелой личности. Рэнд отказывалась появляться на телевизионных ток-шоу, если ей не предоставляли гарантии, что интервьюироваться будет только она, что не будет никакого редактирования и что на нее не будет нападок с использованием цитат ее противников. Уоллес сказал, что она очаровала всю его команду своей гипнотической личностью. Когда он послал своих людей на предварительное интервью, "они все влюбились в нее"
Айн говорила о своем детстве: "Я думала, что была точной копией Екатерины". И когда ей исполнилось пятьдесят пять, сказала: "Вы знаете, я до сих пор жду того дня", когда достигну всего, чего достигла Екатерина
Сейчас тексты из книг Рэнд используются во многих учебных курсах метафизики и эпистемологии. Рэнд оказала огромное влияние на общество и капитализм и, возможно, сделала больше для разрушения Берлинской стены, чем все политики и бюрократы мира вместе взятые
Айн Рэнд обладала независимым духом, одержимостью в работе, даром макровидения. Ее считали догматичной в своих убеждениях и даже высокомерной в отношениях с другими людьми. Она была замкнута и излишне раздражительна. Рэнд стала хитом на трех шоу Джонни Гарсона в течение 1967-го и 68-го годов и получила самую большую почту в истории поздних ночных шоу Эн-Би-Си. Майк Уоллес был не слишком расположен брать интервью у Рэнд из-за ее репутации тяжелой личности. Рэнд отказывалась появляться на телевизионных ток-шоу, если ей не предоставляли гарантии, что интервьюироваться будет только она, что не будет никакого редактирования и что на нее не будет нападок с использованием цитат ее противников. Уоллес сказал, что она очаровала всю его команду своей гипнотической личностью. Когда он послал своих людей на предварительное интервью, "они все влюбились в нее"
Счастье в личной жизни Айн обрела с актером Фрэнком О’Коннором, которого однажды встретила на съемочной площадке в Голливуде. Позже девушка скажет журналистам, что она увидела в нем свой идеал мужчины. Влюбленные поженились в 1929-м, а через два года Рэнд стала гражданкой Соединенных Штатов Америки. Этот брак длился до 1979 года, пока был жив Фрэнк
Айн Рэнд не стала брать фамилию мужа: она всегда хотела стать знаменитой писательницей и решила оставить свою собственную фамилию как утверждение своего будущего
Айн говорила, что в лице мужа нашла верного друга, редактора, компаньона. Но видимо ее все равно что-то не устраивало в их отношениях, либо не хватало адреналина, потому что чем иначе можно объяснить тот факт, что имея рядом идеал, писательница закрутила роман на стороне. Ее любовником стал Натаниэль Бранден (Блюменталь), молодой мужчина, разделяющий ее философские взгляды и следовавший ее идеалам
Рэнд была старше своего любовника на 24 года, но это никого не смущало. Удивительно то, что Фрэнк мирился с этим увлечением жены, он знал об этих отношениях, длившихся на протяжении тринадцати лет. В 1968 году Натаниэль увлекся молоденькой женщиной, такой же пропагандисткой объективизма, как он сам. За этот проступок его официально изгнали из приближенных к Рэнд и из движения объективистов. Айн очень расстраивалась из-за этого, ведь женщина была уверена, что любовник будет желать ее, даже когда она станет 80-летней старухой и будет передвигаться с помощью инвалидной коляски. В 1989-м Натаниэль опубликовал мемуары, которые получили название «Судный день. Мои годы с Айн Рэнд»
Детей у писательницы не было. Карьера в жизни Рэнд стояла на первом месте. Она никогда не предполагала иметь детей. На это совершенно не было времени. Она посвятила годы, которые могла бы потратить на рождение детей, воплощению мечты всей своей жизни
Айн Рэнд не стала брать фамилию мужа: она всегда хотела стать знаменитой писательницей и решила оставить свою собственную фамилию как утверждение своего будущего
Айн говорила, что в лице мужа нашла верного друга, редактора, компаньона. Но видимо ее все равно что-то не устраивало в их отношениях, либо не хватало адреналина, потому что чем иначе можно объяснить тот факт, что имея рядом идеал, писательница закрутила роман на стороне. Ее любовником стал Натаниэль Бранден (Блюменталь), молодой мужчина, разделяющий ее философские взгляды и следовавший ее идеалам
Рэнд была старше своего любовника на 24 года, но это никого не смущало. Удивительно то, что Фрэнк мирился с этим увлечением жены, он знал об этих отношениях, длившихся на протяжении тринадцати лет. В 1968 году Натаниэль увлекся молоденькой женщиной, такой же пропагандисткой объективизма, как он сам. За этот проступок его официально изгнали из приближенных к Рэнд и из движения объективистов. Айн очень расстраивалась из-за этого, ведь женщина была уверена, что любовник будет желать ее, даже когда она станет 80-летней старухой и будет передвигаться с помощью инвалидной коляски. В 1989-м Натаниэль опубликовал мемуары, которые получили название «Судный день. Мои годы с Айн Рэнд»
Детей у писательницы не было. Карьера в жизни Рэнд стояла на первом месте. Она никогда не предполагала иметь детей. На это совершенно не было времени. Она посвятила годы, которые могла бы потратить на рождение детей, воплощению мечты всей своей жизни

Айн Рэнд с мужем
6 марта 1982 года писательницы не стало. Она умерла от сердечной недостаточности в Нью-Йорке, у себя дома. Местом упокоения Айн Рэнд стало кладбище Кенсико, ее похоронили рядом с мужем. Провести в последний путь основательницу объективизма пришли и некоторые ее выдающиеся последователи. Но так как она не смогла простить своего молодого любовника, то еще при жизни распорядилась, чтобы его на похоронах не было. Из-за этого во время прощальной церемонии выставили специальное оцепление, чтобы Бранден не смог попасть на церемонию, если вдруг захочет прийти попрощаться с ней. В день похорон рядом с гробом Рэнд установили огромную цветочную композицию в виде доллара
Айн Рэнд до сих пор остается малоизвестным автором в России
Айн Рэнд до сих пор остается малоизвестным автором в России
Интересные факты про "Атлант расправил плечи":
- Рэнд написала первую строку "Атлант расправил плечи" в 1946 году, это была апокалипсическая фраза "Кто такой Джон Голт?", и потом потратила двенадцать лет, пытаясь ответить на этот вопрос в философском диалоге. Чтобы написать знаменитую речь Джона Голта по радио, потребовалось два года, длина этой речи - пятьсот тысяч слов. Верная своему неподражаемому стилю, Рэнд не позволила Рэндом Хауз вырезать хотя бы одно слово из диалога. Она спросила: "Вы бы стали сокращать Библию?"
- "Атлант расправил плечи" нацелен на моральную защиту капитализма и следование требованиям "разума". Рэнд проповедовала: "Каждый человек волен подняться настолько высоко, насколько позволяют ему его желания и способности; но только его собственное представление о пределах своего развития определяет эти пределы"
- Особенно активно об Айн Рэнд и ее идеях заговорили после начала кризиса 2008 года, который она провидчески предсказала в романе «Атлант расправил плечи»
- Отношение политических элит нашей страны к Айн Рэнд и ее идеям резко поляризовано. Среди ее поклонников – ведущие либералы и лидеры правых сил, в то время как центристы и левые, как правило, ее идеи резко отрицают
- Роман Айн Рэнд «Источник» называл своей любимой книгой футболист Федор Смолов, один из лучших бомбардиров сборной России и российской футбольной премьер-лиги. Известно, что Евгений Чичваркин, во многом сформировавшийся как личность под влиянием Айн Рэнд, дарил ее книги президенту Медведеву на день рождения и инаугурацию последнего, а Андрей Илларионов, некогда советник В.В. Путина, в свое время предлагал тому прочесть их
- У некоторых героев "Атланта" есть реальные исторические прототипы: президент Томпсон основан на Теодоре Рузвельте (26 президент США). Рузвельт известен своими инициативами, направленными на усиление государственного контроля над экономикой и борьбу с частными монополиями. А Доктор Флойд Феррис из «Атланта» основан на Вудро Вильсоне (28 президент США). Оба стремились к усилению государственного контроля над экономикой и личной свободой граждан, поддерживая идеи этатизм и ограничения экономической свободы. Также Натаниэль Таггарт вдохновлен Корнелиусом Вандербильтом, Хэнк Риарден - Эндрю Карнеги, а Эллис Уайэтт - Джоном Дэвисоном Рокфеллером. Здесь можно почитать подробнее
- Название вдохновлено мифом о титане Атланте, который держал небесный свод на плечах. Название отражает главную тему книги, где персонажи борются с государственным вмешательством в экономику
- Книга изначально называлась «Страйк» («Забастовка»), что отражало ее основную идею – протест лучших умов против общества, которое их угнетает. Однако Айн решила, что название преждевременно открывает читателю главное в книге. Название "Атлант расправил плечи" было предложено ее мужем и ранее использовалось, как название отдельной главы книги
- Рэнд работала над книгой 80 часов в неделю и даже уволила секретаря, чтобы печатать черновики самостоятельно
- Дагни Таггарт – частично автобиографический персонаж: ее решимость и независимость отражают саму Айн Рэнд
- Фраза «Кто такой Джон Голт?» повторяется более 80 раз, становясь лейтмотивом романа
- Монолог Джона Голта длится 60 страниц – один из самых длинных монологов в художественной литературе
- Фраза «Атлант расправил плечи» стала идиомой и символизирует уход талантливых людей из общества, которое их не ценит
- Рэнд использовала персонажей, чтобы противопоставить индивидуализм и коллективизм, рассматривая последних как паразитов
- Фраза «Кто такой Джон Голт?» стала мемом, означающим пессимизм или отказ от борьбы
- Дагни Таггарт – первая сильная женская героиня в бизнесе в литературе того времени. Дагни Таггарт стала символом женщин в бизнесе – на ее образ ссылаются феминистские движения
- В СССР книга была запрещена из-за антикомунистического посыла
- После финансового кризиса 2008 года спрос на книгу вырос на 300%, так как люди искали объяснение экономическим проблемам
- Многие компании используют роман как руководство для руководителей